АвторСообщение



Пост N: 408
Откуда: Россия, Питер
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.12 12:55. Заголовок: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОНЯТИЙ «Я» И «ДРУГИЕ» часть 1


ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОНЯТИЙ «Я» И «ДРУГИЕ»

По сравнению с обыденным сознанием способность отслеживания движений нашего ума представляет собой шаг вперед к достижению контроля над эмоциями. Но можно пережить и более глубокое состояние, когда удается прийти к всестороннему видению «себя» и «мира». Когда мы, хотя бы отчасти, выходим за границы переживания, именуемого «я», мы попадаем в особое измерение – в сферу просветленного сознания, сознания за пределами аффективных психических состояний (гнева, страсти, гордыни, зависти и неприятия нового).

НА ПУТИ ПЕРЕМЕН

Цель сосредоточения ума – преобразить все наше бытие, переведя его с уровня обыденного сознания к самоосознанию и, наконец, на уровень просветленного сознания. Это преображение начинается само собою, когда мы стараемся быть внимательными. Подобно светильнику, озаряющему все своим мягким светом, сосредоточение начинает высвечивать все чудесные качества ума, которые некогда были скрыты покровом противоречивых эмоций и установок. По мере того как осознанность совершенствуется, помехи, препятствующие нашей свободе, постепенно рассеиваются, противоречия и путаница сменяются ясностью, неведение – мудростью, а нездоровые эмоции – добрыми и здоровыми. Так сосредоточение ума и другие методы постепенно изменят всю нашу жизнь к лучшему.
Конечно, некоторые люди, по крайней мере, в определенном состоянии духа, воспримут все эти возвышенные рассуждения о духовном преображении как наивно оптимистические. Важно не просто воспринимать новые идеи «на ура», но оценивать их критически. Искренние сомнения могут быть действительно чрезвычайно полезны для нашего духовного роста, если мы готовы доискиваться истины. Возможно, нам слишком хорошо известно, какие препятствия ждут нас на пути к духовной свободе, как хаотичен может быть наш ум. Однако уверенность в том, что мы можем изменить себя, по крайней мере, постепенно, — основа всей духовной жизни.
Конечно же, стоит прилагать усилия, чтобы достичь духовного преображения: ведь наше развитие приносит благо не только нам самим, но и обществу в целом. Все, кто прилагает усилия в этом направлении, приносят пользу своему окружению, не говоря уже о самих себе. Если рассматривать более длительный период времени, хотя бы одну человеческую жизнь, то, согласно Учению Будды, нет предела, абсолютно никакого предела, тому, чего может достичь человек, будь то мужчина или женщина. Очень немногие это осознают. Правда и то, что духовное преображение – это задача огромной важности и потребует от нас величайших усилий. Но, как гласит тибетская поговорка, дела, которые не требуют больших усилий, вряд ли сулят большую выгоду. Часто говорят, что духовное развитие – это то, чему более всего стоит посвятить жизнь.

ПЕРВЫЕ ШАГИ. ДАР ВНИМАНИЯ

У большинства из нас ум одновременно занят таким множеством вещей, что внимание легко рассеивается. Привычка отвлекаться становится обычной частью нашей жизни, постоянным свойством нашего сознания. Мы постоянно отвлекаемся то на одно, то на другое. Иногда нас так уводит в сторону от наших первоначальных целей, что мы даже теряем из виду то, что представляет для нас наибольшую важность и ценность.
Развивая способность к сосредоточению можно добиться многого. Сосредоточивая внимание, мы начинаем «находить себя» — раскрывать в собственной природе новые глубины и истины. Практика, которую вам предстоит изучить, представляет собой средство для достижения такого сосредоточения. Она дает возможность одновременно освободить поток сознания и сосредоточить ум на одном предмете, причем одно не противоречит другому.
Важно понять, что ум нельзя заставить сосредоточиться, по крайней мере, на долгое время и достаточно успешно. Если, пытаясь сосредоточить внимание, мы слишком принуждаем ум, наши эмоции дадут ответную реакцию, что приведет или к излишней подвижности ума, или к сонливости. Истинное сосредоточение зависит от согласованности составляющих нашей личности – интеллектуальной и эмоциональной. В то же время, у большинства людей эти две составляющих зачастую действуют совершенно независимо друг от друга. Мы часто думаем о чем-то, не отдавая себе отчета в том, что при этом чувствуем, или бездумно даем увлечь себя потоку эмоций. Такое отсутствие психического равновесия не дает нам ощутить себя во всей полноте, и поэтому мы не можем полностью сосредоточиться.
Мы часто замечаем отсутствие психического равновесия у других. Иногда мы говорим: «Думай о том, что говоришь, — сегодня утром она сама не своя». Или, в более благоприятной ситуации: «Уверен, тебе понравится старина Н. Он всегда остается самим собой». Давая подобные оценки состояниям людей, мы интуитивно чувствуем, каково равновесие между их разумом и эмоциями. «Быть собой» в наиболее полном смысле слова и есть основная задача, которую мы решаем с помощью практики сосредоточения.
На нашу способность к сосредоточению внимания влияют многие факторы. Очевидно, что у одних эта способность от природы более высока, другие же отличаются несобранностью. Разным людям легче сосредоточиться в разных ситуациях и в разное время: внешние воздействия, разнообразные эмоции, даже время дня – все имеет значение. В переломный момент даже хладнокровный и собранный человек может утратить присущее ему спокойствие, а человек энергичный и целеустремленный может испытывать беспокойство, если не находит себе применения. Но все мы в той или иной степени обладаем способностью к сосредоточению. Для того чтобы совершенствоваться далее, нам необходимо сделать это сосредоточение еще более глубоким и устойчивым, чтобы оно меньше зависело от обстоятельств.

КАК СИДЕТЬ
Во время практики сосредоточения очень важно сесть так, чтобы было удобно. Помните, что вам предстоит сидеть неподвижно минут двадцать, и даже маленькое неудобство может, в конце концов, стать препятствием к сосредоточению.
Прежде всего, необходимо принять устойчивую и удобную позу, при этом спина должна быть прямой. Как именно вы достигните этого, не столь уж важно: можно сидеть на стуле, сесть верхом на стопку подушек, опираясь на колени, или сесть в традиционной позе со скрещенными ногами.
Эти указания относятся и к позе со скрещенными ногами: используйте как можно больше подушек и по возможности постелите на пол сложенное одеяло.
Разумеется, можете воспользоваться и стулом, если вам так удобнее, только не опирайтесь спиной о спинку стула, иначе у вас разовьется привычка сутулиться.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НУЖЕН ПОКОЙ

Для занятий сосредоточением нужно найти спокойное место, и лучше всего, если вы заранее уверены в том, что никто вас не побеспокоит. Например, если вы опасаетесь, что кто-то может позвонить вам во время занятий, лучше отключить телефон.
Если вы заранее позаботитесь о том, чтобы ваша практика проходила в спокойной обстановке, это даст вам гораздо большую возможность расслабиться и «отпустить» ум в пространство сосредоточения. Поэтому стоит предпринять для этого определенные усилия. Напряжение, необходимое для сосредоточения, может повысить вашу чувствительность к внешним воздействиям, так что музыка или разговор в соседней комнате, вероятно, вызовут у вас раздражение. Только не нужно слишком беспокоиться по этому поводу: те или иные внешние помехи будут всегда. Даже если вы находитесь в уединении где-то вдали от города, ум всегда найдет какие-нибудь отвлекающие шумы. Поэтому, если вы устранили все отвлекающие моменты, которые только смогли, постарайтесь проявить терпение. Пусть отвлекающие шумы возникают и исчезают, образуя своего рода фон.

вера в процесс внутреннего преображения

Нельзя поддаваться унынию, если иногда вы слишком много отвлекаетесь. Процесс духовных перемен, конечно же, не следует по прямой! Если вы будете последовательны в своей практике, через какое-то время все состояния дисгармонии исчезнут.
Помните, что практика обращена к уму в целом, что на подсознательном уровне происходят перемены. В такие периоды необходимо «довериться процессу». Проявите терпение. В результате состояние вашего ума улучшится.

ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ

Важно, чтобы занятия были для вас источником радости. В конце концов, практикуя долгое время, вы обретете удовольствие и радость, даже если не всегда испытываете эти чувства во время занятий.
Обратите внимание на два состояния: состояние сознания, в котором вы начинаете практику – оно может быть приятным и неприятным, в зависимости от того, что происходит в вашей жизни в данное время, – и состояние, которое будет результатом воздействия медитации на это первоначальное состояние. Например, если вы начинаете практику в состоянии крайнего эмоционального возбуждения, это вряд ли вызовет у вас приятные ощущения, но попытка сосредоточить ум скорее всего вас успокоит и даже быстро разрешит внутренний конфликт. Или же вы добьетесь улучшения постепенно, в течение нескольких занятий.
В целом практика сосредоточения оказывает на нас чрезвычайно благотворное воздействие, и чем больше вы цените ее за это, тем лучше.

ПРАКТИКА «ПРЕБЫВАНИЯ В ДРУЖЕСТВЕННОСТИ»

Пусть все существа будут счастливы и невредимы,
И пусть их сердца наполняются внутренней радостью.
Из проповеди Будды, посвященной дружественности

В ранних жизнеописаниях Будды говорится, что он преподавал самые разнообразные духовные практики. Он познакомил с практикой сосредоточения многих своих учеников и последователей, а также тысячи других людей, которые встречались на его пути. Обучая людей, он всегда давал наставления соответственно темпераменту и духовным нуждам каждого ученика. Но из всего разнообразия преподаваемых им методов особое значение он придавал «развитию дружественности».
Дружественность — качество весьма важное для нашего духовного совершенствования. Для многих из нас оно может быть даже более важным. Делая свой первый шаг к Просветлению, сам Будда, несомненно, действовал в духе дружественности: он желал, чтобы люди обрели истинное счастье. Вероятно, плодотворное духовное развитие человека невозможно без духа дружественности.
Сосредоточиваясь на дружественности (метта), мы можем прийти к более гармоничным, здоровым состояниям сознания, как только того пожелаем.

ИСТОКИ ДРУЖЕСТВЕННОСТИ
Людей часто поражает первый этап этой медитации: прежде всего практикующий зарождает дружественность по отношению к самому себе. Идею, которая за этим стоит, можно сформулировать так: «Если вы и в самом деле хотите дружить с другими, научитесь прежде быть другом самому себе». В этой простой мысли заложена глубокая и очень действенная мудрость.
Но тут же может возникнуть затруднение: ведь многие люди находят, что любить себя необыкновенно трудно, они не умеют ценить собственные достоинства. Это встречается довольно часто. Будет весьма любопытно, если вы спросите своих друзей о том, какими, по их мнению, хорошими качествами они обладают. При этом некоторые люди чувствуют себя до странности неловко. У меня есть немало друзей, которые ценят добрые качества в других, но с большой неохотой допускают, что в них самих есть что-то хорошее.
Без сомнения, иногда такое отношение к себе бывает продиктовано вежливостью или скромностью, но, вероятно, чаще всего это происходит от отсутствия уверенности в своих силах. И, к несчастью, эта тенденция, по-видимому, укоренилась в нашей основанной на христианстве культуре: мы как будто и не должны любить себя. Поэтому в наши дни многие люди имеют весьма неважное мнение о себе. Некоторые даже чувствуют необходимость поддерживать видимость уверенности в своих силах, чтобы их не отвергли другие, и это может чрезвычайно усложнить их жизнь.

Уверенность в cвоих силах важна для духовного роста
Такое положение дел достойно сожаления, поскольку уверенность в своих силах и возможностях чрезвычайно важна для духовного роста: нельзя совершенствоваться, если нет уверенности в том, что вы можете достичь цели или, по крайней мере, хотя бы некоторой веры в себя. Ясно, что большинство людей должны ценить себя гораздо больше. Практика развития дружественности особенно ценна в моменты душевного неблагополучия: она дает возможность больше ценить себя, свои свой потенциал и наш мир.

ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Эта практика начинается с укрепления уверенности в собственных силах, но это не предполагает роста гордыни или эгоистичной самоуверенности. Речь идет о способности ценить свою жизнь в более широком контексте — как часть человеческой жизни, учитывая все перспективы, которые эта жизнь дает. Мы видим, что человеческая жизнь – нечто удивительное и драгоценное, и, хотя большинство людей сталкиваются в жизни с большими трудностями, у каждого из нас найдется немало поводов для радости.
Под сансарой или «обусловленным бытием» подразумеваются все те ограничивающие нас состояния ума, которые обусловливают цикличные, повторяющиеся действия, складывающиеся в привычный образ жизни, когда за провокацией извне немедленно следует наша эмоциональная реакция.
На самом деле, жизнь дает нам возможность развивать здоровые, творческие состояния ума, и это лучший способ его применения. Такая оценка возможностей человека вдохновляет нас на духовный поиск. Если бы мы воспитывали в себе подобное понимание значимости человеческой жизни, нам было бы гораздо легче нравиться себе. Нет сомнения и в том, что мы полнее ощущали бы истинную ценность жизни других людей, и в результате испытывали к ним более искренние дружеские чувства.

ЭТАПЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА ЗАРОЖДЕНИИ ДРУЖЕСТВЕННОСТИ

Теперь познакомимся с самой практикой сосредоточения на зарождении дружественности. Если хотите попробовать выполнить эту практику прямо сейчас, сначала прочтите краткое описание ее этапов, а затем проверьте, удобно ли вы сидите.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЯТИ ЭТАПОВ

Подготовка
Чтобы подготовиться к медитации, посидите спокойно около минуты. Примите удобную позу, соберитесь с мыслями, постарайтесь осознать то, что вы чувствуете в данный момент. Затем…
(1) Сосредoточьте внимание на себе
Ощутите свое тело, свой эмоциональный настрой, вспомните свою жизнь в целом. Теперь (и это очень важно) осознайте, какие чувства у вас возникают, когда вы делаете это? Осознайте все эмоциональные отклики, которые возникают в душе, будь то радость или печаль. Просто почувствуйте их — необязательно пытаться описывать их словами. Войдите в мир ваших переживаний.
Постарайтесь ощутить дружественное, доброе отношение к самому себе, пожелайте себе счастья. Произнесите: «Да буду я здоров и счастлив», если это поможет. (Не повторяйте эти слова механически — нужно проникнуться их смыслом). Постарайтесь поддерживать непрерывное сосредоточение на этом дружественном отношении, терпеливо возвращая внимание к предмету сосредоточения, если оно рассеивается. Через несколько минут…

(2) Вспомните доброго друга
Сосредоточьте внимание на добром друге (можно мысленно представить его образ, ощутить его присутствие, вспомнить общее впечатление о нем или восстановить в памяти какую-то сцену из прошлого). На этом этапе не следует выбирать того, к кому вы относитесь как к ребенку, отцу или матери (этот человек не должен быть намного младше или старше вас) или испытываете сексуальное влечение. Обычно рекомендуется выбрать человека одного с вами пола и возраста, и это хороший совет. Почувствуйте, какой отклик вызывает у вас в сердце образ друга, ничего не приукрашивая и не изменяя. Постарайтесь ощутить сильное чувство дружественности по отношению к нему. Пусть это чувство станет как можно более глубоким и постоянным. Через несколько минут…

(3) Подумайте о «нейтральном» человеке
Подумайте о «нейтральном» человеке. «Нейтральным» будет тот, к кому вы не испытываете ни особой любви, ни неприязни. Вновь обратите внимание на то, какие чувства у вас возникают, когда вы вспоминаете этого человека. Вероятно, эти чувства не будут слишком ярко окрашены, и все же, сосредоточьтесь на этих переживаниях и постарайтесь усилить отношение дружественности и участия к этому «нейтральному» человеку. Пожелайте ему счастья и особенно тщательно следите за сосредоточением, поскольку в данном случае, естественно, труднее сохранять постоянное внимание. Итак, в состоянии сосредоточения вы еще некоторое время продолжайте углублять и усиливать дружественность. Затем…

(4) Переключите внимание на «трудного» для вас человека
Переключите внимание на «трудного» для вас человека. Это тот, с кем вы в данный момент не ладите. Подойдет любой из тех, кто не симпатичен вам или кому не нравитесь вы. Вновь прочувствуйте, какие отклики рождаются у вас в душе, когда вы думаете об этом человеке. Не допускайте рассуждений о том, какие чувства мог бы вызвать образ этого человека, — дайте эмоциям проявляться свободно. Постарайтесь отреагировать на образ этого человека по-новому, с пониманием и доброжелательностью. Не идя на ложные компромиссы, постарайтесь освободиться от любой скрытой враждебности. Сосредоточьте внимание на усиливающемся чувстве доброжелательности по отношению к вашему «трудному» человеку. Затем…

(5а) Сосредоточьтесь на всех четырех людях
Сосредоточьтесь на всех четырех людях: на себе самом, на своем друге, на «нейтральном» человеке и на «трудном» человеке – и постарайтесь развить равную дружественность по отношению ко всем четверым, так чтобы не чувствовать меньше дружественности ни к одному из них. Если хотите, представьте, что они сидят вокруг вас. Посвятите этому этапу около минуты (не забудьте, что один из четырех – вы сами). Затем…

(5б) Дайте своей дружественности распространиться во вне
Дайте своей дружественности распространиться во вне, расширяя ее до тех пор, пока она, в конце концов, не охватит весь мир. Сначала распространите чувство дружественности на тех, кто находится рядом с вами, в одной комнате или в одном доме. Затем представьте всех, кто живет в вашем районе, городе, части света, где вы сейчас находитесь. Продолжайте распространять дружественность, все расширяя круг – распространяя ее на всех обитателей страны, континента, других стран, других континентов, Земли, вселенной. Подумайте обо всех этих людях, о других живых существах, о том, что они могут чувствовать именно в данный момент, когда вы медитируете. Распространите чувство дружественности на всех животных, на всех живых существ. Постарайтесь думать обо всех с одинаково сильной любовью и добротой.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


основатель форума




Пост N: 3618
Откуда: USA, Portland, Oregon
Рейтинг: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.12 18:05. Заголовок: Наташа,может и это в..


Наташа,может и это в раздел публикации перенести? Хорошо бы источник указывать...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 410
Откуда: Россия, Питер
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.12 01:16. Заголовок: перенесите, Сурадж, ..


перенесите, Сурадж, пожалуйста.

текст достался мне от моего преподавателя тибетского.

источник уточню.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 167
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет