Великая колесница (Шингта Ченпо) (продолжение).
Виды источника. Есть два вида источника: (а) Естественно присутствующий источник, существующий изначально, и (b) развитый источник, который создаётся по мере очищения временных загрязнений.
1. Естественно (присутствующий источник имеет два аспекта):
a) Естественно присутствующий источник изначальной природы феноменов, то есть пустота, свободная от любых измышлений, Ум и причина свободы тела-сущности.
b) Естественно присутствующий источник феноменального бытия, являющийся причиной свободы тел формы.
Они пребывают как явления и природа явлений с изначальных времён. В Махапаринирвана сутре сказано:
О сын благородного семейства! Естественно светоносная природа ума, являющаяся естественно несуществующей сущностью, неотделима от видимостей, лучезарных атрибутов великих и малых знаков и отметок тела Будды естественно чистого ума. В любом случае они классифицируются по обозначениям проявленности и пустоты.
2. Развитый источник: посредством практики развития ума просветления и т.д., искусных методов и мудрости «пути практики» и «двойного накопления» – заслуг и изначальной мудрости – он совершенствуется в естественно присутствующем источнике. В Ганидавьюха сутре сказано:
О сын победоносного! То, что известно, как источник просветления, есть обретение всеобъемлющей сферы (Ch'os-Kyi Byings) посредством постижения подобной пространству безмерности и естественной светимости и посредством практики великих накоплений заслуг и изначальной мудрости.
В Уттаратантре сказано:
Два источника надлежит познать как сокровище и как плод древа. Это (а) естественно присутствующий источник, существующий изначально, и (b) непревзойдённый источник, возникающий посредством развития. Благодаря этим двум источникам можно обрести Три тела Будды. Благодаря первому источнику обретают первое тело-сущность. Благодаря второму источнику обретают два последующих тела формы. Красоту тела-сущности следует понимать как драгоценность, ибо оно тело-сущность естественно несотворено и является сокровищем благих качеств. Обладая величием власти над явлениями, тело наслаждения подобно вселенскому правителю. Будучи природой отражения тела наслаждения, проявленное тело подобно золотому изображению.
Тело сущности, будучи естественно присутствующим источником Ума, спонтанно завершено, подобно драгоценности. Из этой основы (т.е. из тела сущности) возникает отражение естественно присутствующего источника явлений – тела наслаждения, вселенского повелителя, и проявленного тела, служащего нуждам живых существ. Но эти тела невидимы и омрачены загрязнениями до тех пор, пока мы остаёмся обычными живыми существами. Итак,
накопление заслуг посредством совершенствования просветлённого поведения и т.д. очищает омрачения до тела формы, а накопление мудрости посредством медитации на пустоте и т.д. очищает омрачения до таковости, т.е. до тела сущности. Оба источника присутствуют изначально, соотносясь друг с другом как опора и то, что на неё опирается. Естественно присутствующий источник есть опора, подобная чистой воде. Развитый же источник опирается на него, и его можно сравнить с возникновением различных отражений в воде...
Естественно присутствующий источник природы явлений и естественно присутствующий источник явлений существуют в качестве причины свободы, но не результата, то есть самой свободы. Развитый же источник, очищая загрязнения, действует в качестве противоядия, а не самой причины двух тел. Речь, таким образом, не идёт о причинно-следственной связи между творцом и творением. В Махаянасутраланкара сказано:
Надлежит понять, что естественный и развитый источники
Являются опорой и тем, что на неё опирается.
Естественный источник существует как причина, но не как результат.
Благодаря благим качествам обретается освобождение.
Иллюстрация присутствия сущности Будды в живых существах с помощью девяти примеров. Сущность Будды пронизывает все живые существа. Девять примеров иллюстрируют то, как она присутствует, несмотря на эмоциональные загрязнения... (Далее следует сокращённый перевод)
Сущность Будды присутствует среди четырёх загрязнений в мирянах, не вступивших на путь просветления, но вступивших на путь накопления и путь применения:
1) Сущность Будды присутствует посреди скрытого желания, как Будда в непривлекательном зародыше,
2) посреди скрытого гнева, как мёд среди пчёл,
3) посреди скрытого невежества, как зерно в шелухе, и
4) посреди возникновения сильного желания, гнева и невежества, т.е. проявленных эмоций, как золото в выгребной яме.
5) Сущность Будды присутствует среди привычек невежества архатов, шраваков и пратьекабудд, как сокровище в земле.
Есть два примера, иллюстрирующих присутствие сущности Будды среди объектов отречения на пути прозрения бодхисаттв:
6) подобно семени манго, обладающему потенциальной способностью породить плоды, и
7) подобно драгоценному изображению Будды, обёрнутому в тряпьё.
Есть два примера, иллюстрирующих присутствие сущности Будды среди объектов отречения на пути медитации бодхисаттв:
8) подобно эмбриону королевского ребёнка в лоне бедной и непривлекательной женщины и
9) подобно куску золота в грязи.
Цитаты из текстов, разъясняющих сущность Будды. В Арья-атяяджняна сутре сказано:
Вода в земле
Остаётся чистой.
Точно так же в эмоциональных загрязнениях
Изначальная мудрость пребывает незапятнанной.
В Гухьягарбха-маяджала-тантре сказано:
Ни в одном из четырёх времён и ни в одном из десяти направлений
Нельзя найти просветление,
Его можно найти лишь в Уме, являющемся полностью просветлённым состоянием.
Не ищите Будду ни в каком ином источнике.
В противном случае, даже если ищет сам Будда, его не найти.
Вкратце, ...необходимо понять, что во всех живых существах изначально и неразделимо присутствуют тела и мудрости будд, как солнце и его лучи. Природа-Будда всегда естественно чиста, её сущность неизменна, а её загрязнения изменчивы, преходящи и воображаемы.
Качества сущности Будды. Сущность Будды чиста, поскольку на ней никогда не было никакого пятна. Она священна, поскольку неизменна. Она вечна, поскольку присутствует во всех временах. И она является совершенством блаженства, запредельным мирскому блаженству, поскольку никогда не подвержена страданию, даже если мы перерождаемся во всецело страдающей сансаре. В Уттаратантре сказано:
Чистое, самосущее, блаженное и вечное – совершенство всего этого и есть плод.
Сущность Будды вездесуща. В Махаянасутраланкара сутре сказано:
Люди утверждают, что пространство всегда пронизывает всё. Поскольку пространство пронизывает все формы, оно пронизывает и всех существ.
Таким образом, хотя сущность Будды скрыта эмоциональными загрязнениями, она остаётся незапятнанной, как солнце в тучах. Эта сущность остаётся нерушимой с изначальных времён до самого просветления.