На санскрите: ĀРЬЯМАнИБХАДРАНĀМАДХĀРАнИ На тибетском: 'phags pa nor bu bzang po'i gzungs zhes bya ba На русском: Святое дхарани Манибхадры Поклон Трем Драгоценностям! Такую речь я слышал однажды Бхагаван пребывал в Шравасти, в роще царевич Джетаваны, в обители Анатхапиндады. Тогда сын Манибхадры – предводитель якшей, направился в сторону Бхагавана и, подойдя, поклонился головой к стопам Бхагавана. Расположившись там же, сын Манибхадры сказал Бхагавану такие слова:
– О, Добродетельный! если некий монах или монахиня, послушник или послушница, благочестивый мирянин или благочестивая мирянка станут ежедневно трижды по три раза произносить эту сущность, я всегда буду следовать за ними и буду так же воплощать и все их нужды. Пожалую им и пищу, одежду, богатство, золото, каменья, зерно и серебро. И буду немедленно воплощать все их разнообразные дела, кроме тех, что связанны соитием.
А вот таков ритуал этого: если на пятнадцатый день возрастающей луны, чисто убравшись и трижды возжигая агаровые благовония, совершить начитку семь тысяч раз, то будет найдено золото.
Закончено святое дхарани Манибхадры.
[На тибетский язык] перевели индийский упадхьяя Видьякарасимха и лоцава Банде Луйвангпо. На русский перевел и записал досточтимый Лама Тенгон.
Вайшравана (Хорошо слышащий), он же Кубера – единственный мирный бог среди дхармапал. Его образ восходит к индийскому богу горных сокровищ Кубере, который оттеснил в Тибете бога богатств Норлха.
Его культ особо популярен с XIV века, хотя тантра Вайшраваны, преподанная Шакьямуни, была известна в Тибете еще раньше – в XI веке.
Существует два основных аспекта этого бога – воинственный дхармапала, называемый также Махапита (“Великий Желтый”), и бог богатств. Строго говоря, “Кубера” – его имя в последней ипостаси. Его основным атрибутом во всех формах является мангуста, изрыгающая драгоценности; она символизирует щедрость, поскольку пожирает змей, воплощающих не только злость, но и жадность.
Он восседает на белом льве как великий победитель асуров (индийских богов, соответствующих греческим титанам); в знак победы он держит в правой руке знамя.
Очень редкой иконографической деталью является изображение на его груди мандалы (ритуальной диаграммы), в которой по кругу идет “нить-мантра” Вайшраманы (другое имя Вайшраваны). В верхних углах “защитная мантра” Ваджрапани и “защитная мантра” Тары.
Легенда о происхождении дхармапалы Вайшраваны повествует о царе якшей, который с помощью своих восьми сыновей победил асуров. Эти сыновья персонифицируют восемь сторон света и воплощают различные блага. Дхармапалу часто изображают в их окружении, однако цвета и даже имена сыновей не совпадают в различных источниках. Мы приводим этот список по “Молитвам к спутникам Вайшраваны” Бутона Ринчендуба (XIII в.).
Джамбхала – восточный, златотелый на золотом коне, с драгоценностью в правой руке. Он одаряет богатством. Сампраджана – юго-восточный, желтотелый, держащий золотой меч мудрости. Он уничтожает невежество и дает знания. Пурнабхадра – южный, желтотелый, держит вазу. Он одаряет всеми желаемыми вещами. Гухъястхана – юго-западный, черный, гневный, потрясает копьем. Он уничтожает вредоносные воздействия демонов. Манибхадра – западный, цвета полной луны, держит камень, исполняющий желания. Он полностью исполняет все желания. Панчикае – северо-западный, бледно-желтый, держит многоярусную пагоду. Он преумножает то, что человек уже имеет. Кубера – северный, синетелый, гневный, держит меч. Он уничтожает все препятствия. Пичикундали – северо-восточный, цвета раковины, держит нож (на картинах иногда держит щит и сидит спиной к зрителю). Он защищает от врагов.
Облаченный в доспехи бог богатства восседает на белом льве; он держит мангусту и знамя. Над Вайшраваной – Ваджрапани. Вокруг – сыновья Вайшраваны.
В заключение следует привести еще одну тибетскую легенду о Вайшраване, которая связывает его со стражами сторон света.
В стране, расположенной на северном склоне горы Меру, в раю Ваджрапани, жил царь якшей Наманг Той и его жена, и у них не было детей. И когда бодхисаттва Ринчен Манг попросил тогдашнего будду Нима Ньингпо даровать им ребенка, то будда сделал так, чтобы бодхисаттва родился у этой царской четы.
Царице приснился сон о том, что у нее появится прекрасный сын, который затем и родился чудесным образом. Его назвали Вайшравана, или Намтосай, сын Наманг Тоя.
В юности царевич встретил прекрасную дочь царя нагов и полюбил ее. Она принесла из подводного царства царя нагов неисчислимые сокровища, среди которых были камень, исполняющий желания, священный лотос, чудесная раковина. Став женой царевича, царевна родила ему трех сыновей и дочь, и сыновья затем стали вместе с ним стражами четырех сторон света по воле Ваджрапани.
Вайшравана и его супруга скрыли многие клады на восьми склонах горы Меру. Они жили в прекрасном дворце и были столь богаты, что Вайшравана был способен исполнить свой обет бодхисаттвы оделить сокровищами любого, кто достоин этого.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет