Термин "Abhayagiri Вихара", означает не только комплекс монастырских зданий, но и братство монахов-буддистов, или Сангхи, которая ведет свои собственные исторические записи, традиции и уклад жизни. Abhayagiri Вихара основана во 2 веке до н.э. Прослеживается ее влияние на другие части мира, через филиалы, созданные в других странах. Таким образом, Abhayagiri Вихара развивалось как большое учреждение Mahavihara и Jetavana в древней столицы Шри-Ланки Анурадхапуры.
В общем один из королей в 3 веке н.э., запретил подавать милостыню монахам Махавихары, а так-же приказал снести здания Mahavihara для повторного использования материалов при строительстве новых зданий Abhayagiri.
В течение времени, школа Abhayagiri превратилась в хорошо организованное религиозное и образовательное учреждение, имевшее хорошо налаженные связи с Китаем, Явой и Кашмиром.
По словам китайского текста Чжуань, составленный Ши Баочангом, сингальские монахини дали высшее посвящение китайским монахиням.
В 8-м веке н.э. два индийских монаха, ответственных за распространение Эзотерического Буддизма в Китае, Ваджрабодхи и Амогаваджра посетили Шри-Ланку, зная что там практикуется Ваджраяна.
Тенденция Abhayagiri, будучи доминирующей школой Тхеравады, изменилась в 12-м веке н.э., когда Mahāvihāra получила политическую поддержку Короля Parakkamabāhu (1153-1186 CE) и полностью отменили Abhayagiri и Jetavana Theravāda традиции.[11][12] Монахи этих двух традиций были затем лишены сана и им был предоставлен выбор : либо вернуться к мирянам, или получить повторное рукоположение в Mahāvihāra традиции как "новички" (sāmaṇera).
Что интересно, они почитали Авалокитешвару. Почитание Бодхисаттвы Авалокитешвары продолжается по сегодняшний день в Шри-Ланке, где он называется Nātha.
Две из основных общин Abhayagiri действовали в XVI в.
http://en.wikipedia.org/wiki/Abhayagiri_vih%C4%81ra На самом деле другое направление Стхавиравады-Махавихару, или более точно назвать-монастырский комплекс, другую никаю никто не запрещал, просто они лишились почётного статуса и привилегий, а их здания были разобраны на стройматериалы для другой школы. Если бы они исчезли, как позже Абхаягири, то никакого первенства бы не получили, так как некому было получать. Насколько я понял все эти никаи были Стхавиравадой. Возрождения каких либо школ не было, так как они в общем-то представляли собой одну ветвь.